Трудные, счастливые километры БАМа |
|
Всего семь лет отделяют нас от того времени, когда на весь мир прозвучало короткое, но емкое и притягательное БАМ. Оно прочно вошло в нашу жизнь, запечатлелось в сознании каждого, стало символом нового трудового подвига советского народа, его вооруженных защитников. Мы с гордостью говорим: БАМ строится успешно. Завершена укладка железнодорожного полотна на территории Иркутской области и Хабаровского края, широким фронтом ведутся работы в Амурской и Читинской областях, Бурятской АССР. Из 3510 километров главных путей уложено более двух тысяч, на трети магистрали организовано рабочее движение поездов. Железная дорога уже начала отдавать государству затраченные на ее прокладку средства. Цифры того, что даст народному хозяйству освоенная территория, через которую пройдет Байкало-Амурская магистраль, поражают. Но еще больше восхищают люди, которые пришли сюда, чтобы преобразить суровый край. Вместе со всей страной БАМ строят воины-железнодорожники. Чем они живут, о чем мечтают — помогут узнать интервью, взятые на трассе. * Майор Евгений Фалалеев, политработник:— На БАМе я, как говорится, «с первого колышка». Отправным пунктом наступления на трассу для нас стала Тында. Отсюда нам предстояло пробиться к местам, где намечалось создать базу строительства, возвести жилье, проложить зимник по скованной льдом реке Гилюй. Тогда и родились знаменитые таежные десанты. Первым во главе автоколонны, помню, шел опытный водитель рядовой З. Закиров. Выехали на лед, а он весь в трещинах, в разломах, вокруг сплошные наледи. Требовалось поистине ювелирное мастерство, чтобы не попасть в ловушку, не пустить грузовики на дно. Съехали со льда на сушу, а тут условия не лучше: поломанный лес, кочки, вдобавок пятидесятиградусный мороз. Лопались шины автомобилей, с катков бульдозеров слетали гусеницы, рвались буксирные тросы, но люди метр за метром продвигались вперед. Воины с честью выдержали изнурительную борьбу с суровой природой. Они одолели все: трескучий мороз, дальнее расстояние, покрытые снегом горы. Сегодня на трассе повсюду благоустроенные поселки с клубами, магазинами и столовыми. В сооружении магистрали участвует вся страна: к примеру, армяне высадили отряд в Звездном, молдоване — в Алонке, белорусы — в Золотинке, эстонцы взялись строить Уоян, горьковчане — Мочот и Беленькую. А возьмите красавицу Тынду — столицу БАМа! Ее возводят москвичи, посланцы Главмосстроя во главе с бригадиром Героем Социалистического Труда Анатолием Гусевым. Одних девятиэтажных домов он построил уже около четырех десятков. Стоят они, высятся над сопками и горами. Получилась целая улица, и назвали ее Красной Пресней. На счету воинов-железнодорожников сотни километров уложенных рельсов, миллионы кубометров перемещенного грунта, сотни больших и малых мостов. Вместе с БАМом росли и люди, накапливался опыт и мастерство наших специалистов командиров и политработников, комсомольских вожаков. Крепли воинские коллективы, мужали и закалялись воины. В одиннадцатой пятилетке все полны стремления как можно быстрее замкнуть Байкало-Амурскую магистраль. Это позволит разгрузить Транссиб, даст новый импульс для развития производительных сил Сибири, Якутии, Дальнего Востока. Для нас путеводным компасом стали слова Леонида Ильича Брежнева, сказанные во время его встречи со строителями БАМа: «Сделано на Байкало-Амурской магистрали много, но предстоит еще больше. Партия верит в молодежь, комсомол нас никогда не подводил». Эти слова, да и сама встреча с Леонидом Ильичем, всем нам запомнились до мельчайших подробностей. Бамовцев, прибывших на встречу с ним на станцию Сковородино, предупредили, что поезд будет стоять всего пятнадцать минут. А беседовал с нами товарищ Брежнев больше часа. Среди моих товарищей живет высокий дух первопроходцев. Мы гордимся тем, что приняли эстафету из рук строителей Комсомольска-на-Амуре и Кузбасса, из мозолистых рук тех, кто возрождал Днепрогэс и поднимал целину. Нравственный и социальный опыт этих великих строек и воплотился на БАМе в присущих нашему времени масштабах. Лозунгом молодых воинов-железнодорожников стало крылатое выражение: «БАМ — твое поле боя». Комсомольская организация под руководством коммунистов части стремится поддержать высокий патриотический настрой молодежи. Ведем летопись трудовой и боевой славы, куда заносим имена победителей социалистического соревнования, тех, кто оставлял стальной след в глухой и стылой тайге, согревал ее своим дыханием, зарабатывал не только ордена и медали, но и ранние седины. Создали музей БАМа. Думаем для потомков сберечь все, что рассказывает о подвиге первопроходцев. Тут и первая палатка, с которой начиналась трасса, и расписанный автографами топор, которым рубили первую просеку, и молоток, которым забивали «серебряный» костыль в первое звено бамовского пути на Восточном участке. Бережно хранятся пожелтевшие боевые листки, вымпелы. Они красноречивей всяких слов говорят о недавнем прошлом, оставляют глубокий след в сознании молодежи, заставляют воинов служить и работать еще лучше. На Всесоюзном смотре-конкурсе самодеятельных музеев наш занял первое место и награжден малой золотой медалью. * Старший лейтенант Евгений Ахмазов, командир роты, лауреат премии Ленинского комсомола:— Для меня и моих сверстников магистраль, стала большой школой жизни. «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» — этот лозунг часто можно увидеть в военных городках, на дальних «точках». Смысл его, думаю, не надо пояснять. Скажу о себе. Родом я из Ново-Куйбышева. Закончил в Ленинграде Высшее училище железнодорожных войск и военных сообщений. Приехал в подразделение, знания есть, а опыта кот наплакал. Трудно было на первых порах. Помогли старшие товарищи. В частности, капитан Евгений Соловьев, лауреат премии Ленинского комсомола. Присматривался к его стилю работы, старался, как он, воздействовать на воинов личным примером. Евгений человек собранный, решительный. Как-то его подчиненный рядовой В. Мартынов, работая на экскаваторе, не заметил, как оказался над обрывом. В последнюю секунду водитель выскочил, успев опустить ковш. Капитан Соловьев пулей влетел в кабину, осмотрелся, и хотя экскаватор медленно полз к пропасти, приподнял ковш, включил заднюю скорость, прибавил обороты двигателю и выехал на безопасное место. Дорогостоящая техника была спасена. Подобный случай был и у меня. Перегоняли мы весной автомобили через бурную горную речку. Накануне прошел сильный дождь. Вода поднялась, шел ледоход, но мы решили рискнуть. Все было бы хорошо, если бы водитель не стал переключать скорость посредине реки. Мотор заглох. Течением стало разворачивать машину, относить ее на камни. Кричу ребятам: «Трос бросайте!» В конце концов удалось его поймать, теперь надо за крюк зацепить. Водитель смотрит на меня испуганным взглядом: «Товарищ старший лейтенант, плавать не умею!» В общем, пришлось мне испробовать ледяную купель. За что присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола? Рота, которой я командую, досрочно закончила десятую пятилетку, неплохо потрудилась в первом году одиннадцатой. Каждый год мы вырабатываем выемки не меньше миллиона кубических метров и укладываем грунт в железнодорожное полотно. Недаром нас на трассе называют «миллионерами». Конечно же, гордимся, но не зазнаемся. В чем секрет наших успехов? В постоянной технической готовности подразделения. И еще — в социалистическом соревновании, которое у нас идет под девизом: «Дневную норму — на час раньше, пятилетку — за четыре с половиной года!» Лучше видеть конечную цель, приблизить ее помогает согласованность между подразделениями, доброе соперничество, взаимная требовательность. Вряд ли моя рота могла бы ставить рекорды, если бы плохо трудились подрывники лейтенанта Александра Севастьянова, бульдозеристы старшего лейтенанта Александра Коптелкина, экскаваторщики капитана Евгения Соловьева. Они обеспечивают для подразделения фронт вскрышных работ, действуют в едином ритме, не допускают сбоев в выполнении графиков и намеченных планов. Лучшие специалисты подразделения? Вся рота. Ефрейтор Богдан Димчук, Юрий Кузнецов, Олишейх Олишейхов. Я счастлив, что нашел с подчиненными общий язык, на каждого из них могу положиться. Знаю, что в трудную минуту никто не подведет. На БАМе обрел я и личное счастье: жена Таня приехала сюда по комсомольской путевке из Тамбовской области. * Сержант Владимир Никитин, кавалер знака «Молодой гвардеец пятилетки», агитатор взвода:— Высоких слов о БАМе без меня сказано немало. Это для непосвященных стройка кажется сплошным праздником с этаким лихим преодолением трудностей. Для нас же романтика будней — суровая необходимость. Знаем, никто, кроме нас, наши трудности не преодолеет, никто наши хлопоты и заботы не возьмет на свои плечи. Потому и стараемся выполнять и перевыполнять намеченные планы. Об этом я недавно говорил на приеме в ЦК ВЛКСМ отличников боевой и политической подготовки железнодорожных войск. Ох, и переволновался же накануне выступления — словами не передать. Думал, легче три сменные нормы дать, чем речь держать перед такой высокой аудиторией. А потом успокоился, думаю, чего мне бояться, и начал рассказывать о сослуживцах Фасаде Гезалове, Богдане Цебаке, Борисе Язвенюке и других ребятах, с которыми возвожу мосты, делю пополам и радости, и горести. Конечно же, БАМ закаляет характер, на деле проверяет, чего ты стоишь, на что способен. Трудно будет расставаться с ребятами, когда придет черед уходить в запас. А в родном колхозе «Путь к коммунизму», что в Тульской области, и сельчанам, и отцу, бывшему подводнику Черноморского флота, недавно награжденному орденом Знак Почета, доложу, что наказ служить честно выполнил. В армии приобрел несколько специальностей, которые весьма пригодятся мне в сельском хозяйстве. Поражают просторы Северного Транссиба. Строители всегда интересуются, что нового у соседей. Как агитатор, стремлюсь удовлетворить любопытство сослуживцев. Мобилизуя их на ударный труд, призываю равняться на подвиги воинов-железнодорожников, особенно совершенные в годы Великой Отечественной войны. Молодым солдатам рассказываю о Герое Советского Союза Викторе Мирошниченко, который ценой своей жизни выполнил поставленную задачу. Обязательно подчеркиваю, что мужество старших для нас достойный пример, что и нас стройка века испытывает на прочность. Кстати, на нашем участке трассы родилось интересное начинание. Выполненные сверхплановые задания заносить на лицевой счет Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко. Павший смертью храбрых в боях под Москвой, он вместе с нами строит БАМ. Самое сильное впечатление от увиденного здесь? Это, наверное, когда мы сели в поезд и по только что открытому пути отправились на слет победителей социалистического соревнования Восточного участка БАМа. Такое не забывается... Прапорщик Вацлас Коцас, старшина роты, депутат поселкового Совета народных депутатов:— Люблю по утрам не спеша идти на службу. Время есть, хочется остановиться, чтобы вновь и вновь полюбоваться окружающей природой. Поселок наш расположен в лесном распадке, рядом река, уходящая в горы. Многое мы сделали, чтобы сохранить для потомков неповторимую красоту здешних мест. Специальным постановлением поселкового Совета народных депутатов запретили рубку леса во многих местах, взяли под охрану охотничьи угодья, богатые зверем и птицей. Что сказать о себе? Четверть века служу в железнодорожных войсках, из них, считай, одну треть на БАМе. Поначалу, когда отсюда приезжал в отпуск в Тельшайский район Литвы, земляки удивлялись, как мы переносим пятидесятиградусные морозы, не коченеем ли от стужи в палатках. С улыбкой отвечал, что палатки у нас особенные, не те, что парусом бьются на ветру, как поется в песне, а деревянные срубы, покрытые брезентом. Если печку не поленишься натопить, жить можно. Теперь у нас сборно-щитовые казармы, а народ в роте подобрался мастеровой, умеющий применять свои знания и опыт с пользой для родного подразделения, части. Как удалось навести образцовый порядок? Сообща, с личным составом. Прежде чем что-то сделать, спрошу, у командира роты старшего лейтенанта Олега Евгеньевича Яковлева, посоветуюсь с солдатами и сержантами, как лучше благоустроить наш дом, сделать его уютным и красивым. У каждого найдутся дельные мысли. Главное — увлечь подчиненных, правильно организовать их работу. Скажу откровенно, в подразделении нет такого воина, который не внес бы свой вклад в общее дело. Сама жизнь, к примеру, подсказала оборудовать в умывальнике душевые, сушилку. Приедут люди с трассы, приведут себя, обувь и обмундирование в порядок, отдохнут в человеческих условиях, потом трудятся с двойной отдачей. Про меня острословы говорят, что даже потерю пуговицы считаю чрезвычайным происшествием. А что в этом зазорного? Бережливость, рачительность сами по себе не приходят, их воспитывать надо. У нас никто не пройдет равнодушным мимо расшатавшейся табуретки, тем паче не вздумает выбросить ее на слом. Сержант Ильчук поможет восстановить любую мебель. Подбить каблуки сапог, подшить валенки всегда сумеет внештатный сапожник рядовой Аратюнян. Есть и свои портные. Откуда столько цветов в казарме? Тут уж постаралась моя благоверная Галина Алексеевна, активистка женсовета. О женщинах наших, бамовках, надо сказать особо. Да что там сказать! Каждой поклониться хочется в пояс, особенно тем, кто первыми приехали сюда вслед за мужьями. Нередко можно было видеть картину, как вместе с нехитрым семейным скарбом они везли ящики с хрупкими пробирками, муляжами, школьными приборами и тетрадями, чтобы дети не прерывали учебу на новом месте. А случалось и так, что по приезде женщины брали в руки пилы и топоры, валили и обшкуривали деревья, чтобы помочь строителям побыстрее возвести школу, детский сад или ясли. Не гнушаются они и сегодня никакой работой. И за коровами присмотрят, которых держим в каждом подсобном хозяйстве, чтобы дети получали свежее молоко. И в художественной самодеятельности выступят не хуже заезжих артистов. Без активисток женсовета не обходится ни одно торжество, ни одно чествование передовиков социалистического соревнования. А какие они пирожки готовят с грибами и брусникой для именинников, пальчики оближешь! Хорошо налаженный быт, душевное участие активисток женсовета помогают моим сослуживцам успешно брать намеченные рубежи. И неплохо брать. Наш батальон строит мосты и водопропускные трубы, расстояние между которыми около двухсот километров. О том, как выполняем задачи, вот вам факт: часть солдат и сержантов роты награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Этой высокой награды удостоен и я. Мы рассказали только о четырех участниках стройки века. Вместе с товарищами они с честью решают поставленные перед воинами-железнодорожниками большие и ответственные задачи, вносят и впредь будут вносить весомый вклад в мирный, созидательный труд Родины, умело охраняют и защищают ее.
Подполковник В. Петров |
|
2005 © Михаил Дмитриенко, Алма-Ата При использовании или цитировании материалов этого сайта, активная ссылка обязательная! https://pretich2005.narod.ru |